- Ксеноновые автомобильные фары и их влияние на зрение
Ксеноновые автомобильные фары и их влияние на зрение
Ксенон – инертный газ, содержащийся в воздухе, в природном газе, в горных породах некоторых полезных ископаемых, в космосе, в морской воде и в атмосфере Марса. В атмосфере Земли ксенон содержится в количестве 86 куб. см на 1000 куб. м воздуха.
Ксенон применяют в космической промышленности, медицине, светотехнике, рекламе, электронике, в газовых ионных лазерах, в составе газовых смесей различного назначения.
В светотехнике признание получили ксеноновые лампы высокого давления. В таких лампах светит дуговой разряд в ксеноне, находящемся под давлением в несколько десятков атмосфер. Свет в ксеноновых лампах появляется сразу после включения, он ярок и имеет непрерывный спектр – от ультрафиолетового до ближней области инфракрасного.
Ксеноновые лампы применяются во всех случаях, когда правильная цветопередача имеет решающее значение: при киносъемках и кинопроекции, при освещении сцены и телевизионных студий, в текстильной и лакокрасочной промышленности.
Ксеноновые лампы широко применяются в автомобильных фарах. Свет, излучаемый ксеноновой лампой, интенсивнее обычного в два раза, а значит, существенно улучшает и обзорность. Если обычная автомобильная 45-ваттная лампа излучает световой поток 600 люменов (лм), а 55-ваттная галогеновая – 1550 лм, то ксеноновая лампа мощностью 35 Вт выдает больше 3000 лм. Геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку световой тоннель фары, оснащенной ксеноновой лампой, намного шире. Спектр излучения ксенона максимально приближен к спектру солнечного света.
К плюсам ксеноновых ламп относится то, что срок их службы составляет около четырех лет, а гарантированный срок службы обычных галогеновых всего 180 – 500 часов (в зависимости от типа лампы и фирмы-производителя). Поскольку у ксеноновой лампы нет нити накаливания (основной признак, по которому «на глаз» можно отличить настоящий ксенон от псевдо), и, соответственно, нечему перегорать и обрываться, она не боится ударов и тряски. Еще один плюс – меньшая температура лампы, поэтому в фаре ничего не перегревается. Разумеется, ксеноновая лампа греется, но при потребляемой мощности в 35 Вт лишь около 7% энергии уходит «в тепло». А у галогеновой – около 40% (при потреблении минимум 55 Вт).
Среди недостатков ксенона – необходимость в специальном, сложном блоке управления. Для того чтобы зажечь ксеноновую лампу, необходимо подать на нее напряжение около 25 000 В, да и в процессе работы необходимо 80 В (с частотой 300 Гц). Штатная система электропитания таких условий не обеспечивает. Для этого используются пускорегулирующие устройства, которые еще называют «блоками розжига», «балластами» или «ксеноновыми блоками».
Менять ксеноновые лампы желательно в паре, поскольку со временем (примерно через 200 часов работы) спектр излучения ксенона изменяется.
Еще один минус – необходимость постоянно контролировать регулировку фар, дабы не слепить встречных водителей. В некоторых странах запрещено использование ксенона без автоматического корректора, следящего за положением фар.
Считается, что на зрение человека работа ксеноновых приборов не оказывает вредного влияния. Наоборот, свет от ксеноновых фар позволяет безо всякого напряжения просматривать освещенное пространство перед автомобилем. Единственным критерием, относящимся к работе ксеноновых фар и требующим особого внимания, является корректная настройка приборов, так как неверная установка фар в системе освещения автомобиля приведет к тому, что свет ксеноновых приборов будет слепить людей, управляющих транспортом, двигающимся в противоположном направлении.
По информации заместителя генерального директора по научной работе МНТК "Микрохирургия глаза" имени Святослава Федорова, врача-офтальмохирурга Бориса Малюгина, никакого специфического воздействия на глаз, будь то галоген или ксенон, нет. Вместе с тем, он признал, что неправильно отрегулированный свет ксеноновых фар может доставить массу неудобств другим водителям.
"Эти нештатные фары могут не иметь каких-то обязательных вещей. Современные фары не имеют рифления на стекле, у них совершенно прозрачный колпак, что дает очень хорошую светопередачу и свет не рассеивается. А в старых фарах стекло немного рифленое, что имело определенный смысл, так как происходило направление светового потока", – рассказал врач.
По его словам, при использовании ксенона в старых фарах происходит неправильное рассеивание света. Например, при максимальной загрузке "шестерки", где отсутствует автоматическая регулировка ближнего света, ксеноновые фары будут светить выше дороги и бить в глаза встречным водителям.
"Ксеноновый свет более яркий, но процесс ослепления здесь, по сути дела, такой же. Происходит как бы засветка сетчатки и несколько мгновений вы тратите на то, чтобы ваши палочки и колбочки, расположенные в ней, восстановили свою работоспособность, и вы могли бы снова нормально видеть", – пояснил Малюгин.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.